-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии –остов.
–остов.
15:53 10.07.2016
‘отографий: 2
ѕосмотреть все фотографии серии Ќебеса
Ќебеса
12:47 17.05.2016
‘отографий: 7

 -—тена

сакра сакра написал 17.04.2012 12:02:07:

»—“ќ„Ќ» ј, что не исс€кает, ƒќЅ–ќ“џ, котора€ согревает, —»Ћџ, котора€ не ослабевает, —¬≈“ј, который не угасает!!! ћ”ƒ–ќ—“», что озар€ет, —„ј—“№я, что окрыл€ет, ћџ—Ћ≈…, которые обогащают, »ƒ≈…, которые вдохновл€ют!!! –ќƒЌџ’, что домой возвращаютс€, ƒ–”«≈…, которые не тер€ютс€, — ƒЌ≈ћ –ќ∆ƒ≈Ќ»я!!!
 арл_Ћьвович  арл_Ћьвович написал 11.04.2012 17:27:24:
“ак как истина вечно уходит из рук, Ќе пытайс€ пон€ть непон€тное, друг. (ќмар ’ай€м)
 арл_Ћьвович  арл_Ћьвович написал 01.03.2012 18:56:12:
ƒо седин € у жизни хожу в подмастерь€х, ¬се еще не зачислен в разр€д мастеров... ќмар ’ай€м

Cчет на миллионы. ’ороший фашизм и фашизм плохой.

ѕонедельник, 15 јвгуста 2011 г. 14:02 + в цитатник
јнглийский социолог —тюарт ’олл назвал это Ђдискурсивной борьбойї. »де€м, концепци€м, анализу противопоставл€ютс€ не другие идеи, критика, аргументы, а образы, эмоции и ассоциации. Ќе только идеи, но даже и термины могут быть эмоционально дискредитированы и изъ€ты из употреблени€, превратившись в некий негативный знак, запретный звук.
Dumy50_01 (500x365, 70Kb)
Ќа прот€жении последнего дес€тилети€ ’’ века именно така€ Ђдискурсивна€ борьбаї вывела из употреблени€ в Ђсерьезном обществеї социалистические идеи любого рода. ƒостаточно было произнести слово Ђнационализаци€ї, Ђклассовые интересыї или даже просто упом€нуть о Ђсоциальной справедливостиї, как в ответ звучало слово Ђ√”Ћј√ї и обвинение в тоталитаризме.

Ћюбопытно, что параллельно таким же точно образом (только в обратном пор€дке) происходила реабилитаци€ Ђнационального дискурсаї. –азумеетс€, часть либеральной интеллигенции и сегодн€ готова объ€вить фашистом вс€кого, кто упом€нет существование этнических различий или, не дай Ѕог, нации. Ќо этот тип ответа, в свою очередь, свидетельствует о маргинальной позиции говор€щего в рамках нового Ђмейнстримаї. ј господствующа€ тенденци€ имеет направление противоположное. ƒаже в √ермании, где после 1945 года любые разговоры про Ђнациональные корниї и Ђисторические традиции немцевї вызывали у благопристойной публики вполне пон€тный дискомфорт, ситуаци€ мен€етс€. Ќацизм сам по себе, национальна€ традици€ Ч сама по себе. Ђ–абота над дискурсомї позволила понемногу, осторожно и сравнительно безболезненно расцепить эти пон€ти€. » в начале нынешнего века даже социал-демократы в √ермании заговорили так, как говорили за сто лет до этого правые консерваторы. — другой стороны, это логично. ≈сли любые идеи, св€занные с социальными преобразовани€ми, защита интересов труда и обсуждение нового, коллективистского способа организации жизни равнозначны тоталитаризму, то на что опиратьс€ в поисках хоть какой-то общности? “олько на голос крови, национальную традицию и общие культурные корни.

»стори€ ’’ века и в самом деле предоставила немалое количество примеров того, как попытки социального преобразовани€ заканчивались кровопролитием и репресси€ми. ѕравда, были и куда менее драматичные примеры реформ и революций, о которых предпочитают не упоминать, благо они были не столь радикальными, как событи€ в –оссии в 1917-м или в  итае в 1949 году. ƒействительна€ практика тоталитаризма, сопровождавша€с€ миллионами жертв, породила задним числом целую литературную традицию антитоталитарных разоблачений, авторы которых, опира€сь на эти чудовищные факты, дополн€ли их массой домыслов и пр€мой лжи. „ем ужаснее были подлинные истории, тем легче было врать и дополн€ть их новыми страшными рассказами. “ак несколько миллионов жертв √”Ћј√ј превратились в немыслимые дес€тки миллионов, истори€ репрессий обросла фантастическими подробност€ми. Ћожь оказалась поставлена на поток новой пропагандой, успешно заимствовавшей приемы тоталитарной идеологической машины. ѕарадоксальным, но закономерным побочным эффектом этой лжи оказались всЄ более массовые выступлени€ в защиту —талина, его режима и его времени. ¬едь чем больше очевидной лжи нам рассказывают про генералиссимуса, тем больше соблазн предположить, что репрессий и вовсе не было, а √”Ћј√ представл€л собой сеть лечебно-оздоровительных учреждений. ƒа, подобное за€вление будет наглой и отвратительной ложью, но поскольку друга€ сторона лжет не менее нагло и не менее отвратительно, то не всЄ ли равно, кому верить? »з двух видов врань€ человек выбирает более дл€ себ€ удобное.

“ак что, если вы видите сегодн€ молодых людей с портретами —талина на майках, винить в этом надо не стариков, защищающих ценности своей молодости, а либеральных пропагандистов и агитаторов, превративших историю √”Ћј√а в пошлый Ђужастикї.

— другой стороны, на фоне систематического обсуждени€ Ђужасов коммунизмаї (как реальных, так и вымышленных) люба€ репрессивна€ практика капитализма выгл€дела умеренной и даже необходимой (должен же Ђсвободный мирї защищать себ€!).  освенным результатом стало снисходительное отношение к фашизму. ј италь€нский фашизм Ч обошедшийс€ без концлагерей и газовых камер Ч выгл€дел уж вовсе милым и домашним, в противовес германскому нацизму. –азличие терминов использовалось дл€ обосновани€ идеологической реабилитации. Ђ’орошийї фашизм в стиле милейшего Ѕенито ћуссолини Ч против Ђплохогої нацизма јдольфа √итлера. ¬ –оссии, если что, заимствовать будут фашистские, а не нацистские традиции. ќчень обнадеживает, не правда ли?

Ќо это всЄ же крайности, отвергаемые массовым сознанием, официальными пропагандистскими аппаратами и интеллектуалами, состо€щими на службе у статусных политиков. «лоде€ний фашизма массова€ идеологи€ не отрицает, и даже готова смиритьс€ с тем, что число жертв у правого тоталитаризма было большим, чем у левого. ѕринципиально при этом, однако, что тоталитаризм в любом его виде сразу же выводитс€ за пределы Ђнормыї, каковой объ€влен либеральный капитализм. ≈сли советска€ пропаганда (кстати, как и левые социал-демократы) подчеркивала св€зь между фашизмом и капитализмом, то теори€ тоталитаризма эту св€зь принципиально отрицает.

“езис, как минимум, спорный. Ћиберальные социологи посто€нно подчеркивают системную, социально-экономическую логику в тоталитаризме Ђлевомї, но почему-то столь же настойчиво и последовательно отрицают эту логику в случае тоталитаризма Ђправогої. ћол, при отсутствии частной собственности √”Ћј√ получаетс€ об€зательно, а в услови€х буржуазного экономического пор€дка Ѕухенвальд и ќсвенцим получились совершенно случайно, как исключение. ’от€ можно отметить и другую сторону медали Ч экономическа€ рациональность немецких концлагерей (в отличие от многократно описанного иррационализма и абсурда лагерей советских) была как раз закономерным результатом рыночной экономики, частного предпринимательства и протестантской этики.

» всЄ же давайте поверим на слово сторонникам Ђтеории тоталитаризмаї и представим себе, что нацизм с его террором не имеет к капитализму и капиталу никакого отношени€, а прибыли, которые получали сотрудничавшие с нацистами германские корпорации, никак не были св€заны с репрессивным характером политического режима. ѕредположим, что либеральный капитализм и свободный рынок к этой практике никакого отношени€ не имеет, даже самого косвенного. Ќо так ли уж гуманен либеральный пор€док сам по себе?

”вы, исторический итог буржуазной модернизации свидетельствует о чем угодно, только не о гуманности. ќп€ть же оставим в стороне террористические эксцессы буржуазных революций, нам в очередной раз напомн€т, что они не имеют никакого отношени€ к гуманной хоз€йственной практике. ѕостараемс€ забыть про генерала ѕиночета, внедр€вшего рыночную свободу с помощью террора, про аргентинских и уругвайских генералов, последовавших его примеру и про крошечный —альвадор, где миллион человек стали жертвами правого террора Ч во им€ борьбы с коммунизмом. ƒемонстративно забудем и про индонезийского диктатора —ухарто, который сумел истребить около миллиона сограждан всего за несколько недель Ч тоже во им€ торжества свободной экономики, котора€, кстати, очень даже неплохо в итоге получилась. »ндонезию к концу правлени€ —ухарто причислили к списку азиатских индустриальных Ђтигровї.

¬сЄ это Ђэксцессыї политики, которые лежат на совести конкретных государственных де€телей, тогда как защищаемый ими экономический пор€док не имел никакой св€зи с подобными злоде€ни€ми. „то ж, попробуем поверить и в это. ќстановимс€ только на тех случа€х массовых смертей, которые никак нельз€ объ€снить политикой. »стори€ капитала полна примерами массового террора, имевшего чисто экономические причины и корни. ѕресловутое огораживание в јнглии XVI века (повторившеес€ в Ўотландии 200 лет спуст€), сопровождалось гибелью от голода тыс€ч людей и по внешним признакам выгл€дит не многим лучше советской коллективизации. Ђќсвобождениеї работника от земли и превращение людей в индустриальных пролетариев было отнюдь не добровольным, а потому нуждалось в жестком полицейском контроле над Ђпраздношатающимс€ї населением, которое необходимо было загнать на работу Ч на мануфактуры, корабельные верфи, металлургические предпри€ти€ и в шахты. ѕотребность в дешевом труде на другой стороне јтлантики создала спрос (чисто рыночный, разумеетс€) на чернокожих рабов. –аботорговл€ стала одним из важнейших источников накоплени€ капитала дл€ буржуазии Ќовой јнглии, судовладельцев британских портовых городов, голландского купечества. ясное дело, белые люди никого сами в рабство не обращали. ќни лишь покупали чернокожих рабов, которых им продавали арабы и местные чернокожие Ч наиболее европеизированные, продвинутые и ориентированные на ценности западной цивилизации. »менно эти прибрежные племена, прин€вшие христианство и подражавшие образу жизни белых людей, нашли свое место в новом трансатлантическом разделении труда, охот€сь на живущих в глубине континента €зычников. —пуст€ два столети€ этот конфликт бумерангом вернулс€ к их потомкам, когда после ухода колонизаторов племена из глубинки двинулись на прибрежные города јнголы и ћозамбика, мечта€ расквитатьс€ за прошлое. ј вз€вшие власть европеизированные мулаты, воспитанные в духе ценностей западного просвещени€, и их гуманные парижские учител€ никак не могли пон€ть, почему вместо строительства новой свободной нации получаетс€ межплеменна€ резн€. ¬ свою очередь европейский обыватель, забыва€ о политкорректности за кружкой пива, бормотал, что Ђу этих черныхї иначе и быть не может, они всегда ели друг друга.

»тогом работорговли были не только миллионы людей, перевезенных через јтлантику дл€ работы в плантационном √”Ћј√е, но и по меньшей мере миллион чернокожих рабов, которых Ђне довезлиї только в течение XVIII века. ѕоставки рабов планировались и обсуждались деловой прессой нар€ду с закупками хлопка и курсом акций, а некоторое количество смертей при транспортировке каждой партии живого товара было заложено в смету изначально. ƒемографические и генетические последстви€ такой экономической де€тельности не до конца исследованы по сей день Ч ведь забирали молодых и самых здоровых.

√уманный XVIII век, триумф эпохи европейского ѕросвещени€, завершилс€ утверждением британского господства в »ндии. “очнее, на первых порах Ч в Ѕенгалии. Ќадо сказать, что новый политический и экономический режим отнюдь не был плодом исключительных усилий белых джентльменов в треугольных шл€пах. ƒе€тельность сэра –оберта  лайва, вошедшего в историю Ђзавоевателем »ндииї, щедро финансировалась бенгальскими банкирами и купцами, видевшими пр€мую выгоду в установлении нового пор€дка. јнгличане обещали им неприкосновенность частной собственности и надежный доступ к рынкам за океаном. » то и другое они получили. ј вслед за экономической реформой, проведенной местными и заморскими сторонниками свободного рынка в полном соответствии с господствовавшими тогда (и теперь) иде€ми, в стране воцарилс€ голод. ѕрекращение государственного вмешательства в экономику завершилось голодомором куда более масштабным, чем на ”краине в XX веке.  огда в Ѕенгалию прибыл новый генерал-губернатор ”оррен √астингс, он обнаружил страну, усыпанную человеческими скелетами. ѕроисходило это на фоне небывалого экономического процветани€.

√астингс оценил последстви€ голода в Ѕенгалии в два миллиона жизней. ¬озможно, он несколько преувеличил, тем более что своевременно жертв не считали, порой даже не хоронили. Ќекоторые меры по Ђрегулированию рынкаї, прин€тые новым руководителем провинции, отчасти улучшили ситуацию, хот€ были они весьма умеренными и проводились так, чтобы не затронуть доходов компании и ее туземных партнеров.

ѕоучительно, что даже националистическа€ традици€ в индийской историографии сегодн€ не пытаетс€ обвинить англичан в сознательном стремлении выморить бенгальский народ голодом Ч в отличие от украинского национального дискурса, представл€ющего √олодомор в виде политики геноцида, учиненного русскими и евре€ми по отношению к жител€м ћалороссии. Ќапротив, индийские историки привод€т множество документов, свидетельствующих о том, что Ђнациональный вопросї мало волновал творцов новой колониальной политики, среди которых индийцев (как индуистского, так и мусульманского вероисповедани€) было ничуть не меньше, чем белых протестантов Ч шотландцев и англичан.

ƒальнейша€ истори€ колониализма сопровождалась новыми волнами массовых репрессий, св€занных то с расчисткой земель под более рентабельные экспортные культуры, то с подавлением восстаний, вызванных отнюдь не политическими, а по большей части социально-экономическими причинами. Ќаселение колониальных стран на первых порах было совершенно чуждо национальному самосознанию, да и религиозные вопросы сто€ли не слишком остро (¬осток привык жить в услови€х религиозного плюрализма, в €зыческой јфрике постепенно распростран€лось христианство). —опротивление вызывали экономические новшества, которые оборачивались разрушением традиционного образа жизни, обнищанием и обезземеливанием.

Ѕельгийский террор в  онго стал скандальной сенсацией на рубеже XIX и XX веков. Ќемецкий террор в Ќамибии был тщательно документирован англичанами и бурами после захвата колонии во врем€ ѕервой мировой войны. Ѕуры, совсем недавно Ђрасчистившиеї пространство под собственные фермы, теперь с особой дотошностью записывали со слов пострадавших аналогичные преступлени€ немцев.

¬сЄ это, конечно, Ђдела давно минувших днейї. Ќо если кто-то думает, будто подобна€ практика безвозвратно ушла в прошлое, пусть ознакомитс€ с отчетами о работе современных транснациональных корпораций. Ђ–асчисткаї территории дл€ экономически более выгодных видов де€тельности €вл€етс€ и сегодн€ обычной практикой в јфрике и некоторых част€х јзии. —амым последним примером стали усили€, предприн€тые всЄ в той же «ападной Ѕенгалии местным коммунистическим правительством, выполн€ющим указани€ американских компаний, пришедших сюда создавать свободную экономическую зону. —вободную от лишних и ненужных людей.

ѕодспудным оправданием подобной практики €вл€етс€ скрытый расизм, невысказанный, но посто€нно думаемый аргумент Ч всЄ это происходит не с белыми людьми и не в ≈вропе.  ак в донесении всЄ того же сэра –оберта  лайва после блистательной победы при ѕлесси: Ђ— нашей стороны погибло всего 18 человек, да и те почти все цветныеї.

‘ашизм вызвал ужас и шок прежде всего тем, что практику, характерную и Ђнормальнуюї дл€ колониального мира Ђпериферииї, перенес в ≈вропу. —егодн€ в ≈вропе подобное оп€ть считаетс€ невозможным. ѕо крайней мере Ч пока...

ѕринципиальным отличием капиталистического Ђрыночногої террора от террора Ђтоталитарногої €вл€етс€ то, что последний осуществл€етс€ правительством, берущим на себ€ политическую и моральную ответственность. Ќапротив, террор рыночный осуществл€етс€ стихийно и на политическом уровне за него никто не отвечает. ¬ернее, ответственность распредел€етс€ между множеством конкретных злодеев, каждый из которых отвечает только за свою часть Ђработыї. — другой стороны, как заметил один из героев книги —ьюзан ƒжордж Ђƒоклад Ћуганої, рыночный террор эффективнее. Ќадзирателей концлагер€ можно подкупить или разжалобить. Ѕюрократи€ бывает косной и медлительной. “олько рынок решает проблему уничтожени€ людей со свойственной ему бескомпромиссной и неумолимой эффективностью. ѕодчин€€сь логике стихийного процесса.

» в конечном счете, никто ни за что не отвечает. «аказчики террора, получатели прибылей, наследники капитала, созданного рабским трудом, остаютс€ респектабельными гражданами, чь€ репутаци€ выше вс€ких подозрений.

ћиллионы жертв экономической эффективности остаютс€ непризнанными, о них не вспоминают и за совершенные преступлени€ никто не собираетс€ приносить пока€ние. ј потому экономический холокост может повтор€тьс€ снова и снова.

јвтор:  агарлицкий Ѕорис.
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Balarama-Krishna   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 јвгуста 2011 г. 17:57 (ссылка)
»нтересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јвгуста 2011 г. 18:09ссылка
» возразить нечего...
mmmhalava   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јвгуста 2011 г. 15:31 (ссылка)
—пасибо! »нтересно было почитать
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 јвгуста 2011 г. 15:48ссылка
» ¬ам спасибо!
... не многие осиливают!:friends:
ValGol   обратитьс€ по имени —уббота, 20 јвгуста 2011 г. 17:59 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 20 јвгуста 2011 г. 18:00ссылка
Ќу да... с лЄту не поймешь...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку