-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии –остов.
–остов.
15:53 10.07.2016
‘отографий: 2
ѕосмотреть все фотографии серии Ќебеса
Ќебеса
12:47 17.05.2016
‘отографий: 7

 -—тена

сакра сакра написал 17.04.2012 12:02:07:

»—“ќ„Ќ» ј, что не исс€кает, ƒќЅ–ќ“џ, котора€ согревает, —»Ћџ, котора€ не ослабевает, —¬≈“ј, который не угасает!!! ћ”ƒ–ќ—“», что озар€ет, —„ј—“№я, что окрыл€ет, ћџ—Ћ≈…, которые обогащают, »ƒ≈…, которые вдохновл€ют!!! –ќƒЌџ’, что домой возвращаютс€, ƒ–”«≈…, которые не тер€ютс€, — ƒЌ≈ћ –ќ∆ƒ≈Ќ»я!!!
 арл_Ћьвович  арл_Ћьвович написал 11.04.2012 17:27:24:
“ак как истина вечно уходит из рук, Ќе пытайс€ пон€ть непон€тное, друг. (ќмар ’ай€м)
 арл_Ћьвович  арл_Ћьвович написал 01.03.2012 18:56:12:
ƒо седин € у жизни хожу в подмастерь€х, ¬се еще не зачислен в разр€д мастеров... ќмар ’ай€м

Ќапутствие

—реда, 20 »юл€ 2011 г. 20:14 + в цитатник
Ётому выступлению Ѕродского в ”иль€мс-колледж двадцать семь лет (оно датировано 1984 годом). Ќо тема и концептуальна€ основа этого текста, наверное, еще не скоро утрат€т свою актуальность, так как затрагивают вечные и непреход€щие основы нашей жизни.
001r16e1 (264x358, 185Kb)
ƒамы и господа!


ѕойдете ли вы по жизни дорогой риска или благоразуми€, вы рано или поздно столкнетесь с тем, что по традиции прин€то называть «лом. я говорю не о персонаже готических романов, а как минимум о реальной общественной силе, котора€ никоим образом вам неподвластна. » ни благие намерени€, ни хитроумный расчет не избавл€ют от неизбежного столкновени€. Ѕолее того, чем осторожнее и расчетливее вы будете, тем более веро€тна встреча и тем болезненней будет шок. ∆изнь так устроена, что-то, что мы называем «лом, поистине вездесуще, хот€ бы потому, что прикрываетс€ личиной добра. ќно никогда не входит в дом с приветственным возгласом: "«дорово, при€тель! я - зло", что, конечно, говорит о его вторичности, но радости от этого мало - слишком уж часто мы в этой его вторичности убеждаемс€.

ѕоэтому было бы весьма полезно подвергнуть как можно более тщательному анализу наши представлени€ о добре, образно говор€, перебрать гардероб и посмотреть, что из одежд приходитс€ незнакомцу впору. Ёто займет немало времени, но врем€ будет потрачено отнюдь не зр€. ¬ы будете ошеломлены, узнав, сколь многое из того, что вы считали выстраданным добром, легко и без особой подгонки окажетс€ удобным доспехом дл€ врага. ¬озможно, вы даже усомнитесь, не есть ли он ваше зеркальное отражение, ибо всего удивительнее во «ле - его абсолютно человеческие черты. “ак, например, нет ничего легче, чем вывернуть наизнанку пон€ти€ о социальной справедливости, гражданской добродетели, о светлом будущем и т. п. ¬ернейший признак опасности здесь - масса ваших единомышленников, не столько из-за того, что единодушие легко вырождаетс€ в единообразие, сколько по свойственной большому числу слагаемых веро€тности опошлени€ благородных чувств.

Ќе менее очевидно, что сама€ надежна€ защита от «ла - в бескомпромиссном обособлении личности, в оригинальности мышлени€, его парадоксальности и, если угодно - эксцентричности. »ными словами, в том, что невозможно исказить и подделать, что будет бессилен надеть на себ€, как маску, завз€тый лицедей, в том, что принадлежит вам и только вам - как кожа: ее не разделить ни с другом, ни с братом. «ло сильно монолитностью. ќно расцветает в атмосфере толпы и сплоченности, борьбы за идею, казарменной дисциплины и окончательных выводов. “€гу к подобным услови€м легко объ€снить его внутренней слабостью, но понимание этого не прибавит силы, если «ло победит.

ј «ло побеждает, побеждает во многих част€х мира и в нас самих. √л€д€ на его размах и напор, вид€ - в особенности! - усталость тех, кто ему противостоит, «ло ныне должно рассматриватьс€ не как этическа€ категори€, а как €вление природы, и исчисл€ть его впору не единичными наблюдени€ми, а делать карты по образцу географических. » € обращаюсь к вам с этой речью не потому, что вы полны сил, молоды и ваши души чисты. Ќет, чистых душ нет среди вас, и вр€д ли вы найдете в себе силу и стойкость дл€ очищени€. ћо€ цель проста. я расскажу вам о способе сопротивлени€ «лу, который, может быть, однажды вам пригодитс€; о способе, который поможет вам выйти из схватки если не с большим результатом, то с меньшими потер€ми, чем вашим предшественникам. я, разумеетс€, буду говорить о знаменитом " то ударит теб€ в правую щеку, обрати к нему и другую".

я исхожу из того, что вам известно, как толковали этот стих из Ќагорной проповеди Ћев “олстой, ћахатма √анди, ћартин Ћютер  инг и многие другие. —ледовательно, € исхожу из того, что вам знакома концепци€ пассивного непротивлени€ и ее главный принцип - возда€ние добром за зло, т. е. отказ от мщени€. ѕри взгл€де на мир сегодн€ невольно приходит на ум, что этот принцип, м€гко говор€, не получил повсеместного признани€. ѕричин здесь две. ¬о-первых, он применим в услови€х хоть минимальной демократии, а это как раз то, чего лишены восемьдес€т шесть процентов людей «емли. ¬о-вторых, здравый смысл подсказывает пострадавшему, что, подставив другую щеку, и не отомстив, он добьетс€ в лучшем случае моральной победы, то есть чего-то неощутимого. ≈стественное желание подставить себ€ под второй удар подкрепл€етс€ уверенностью, что это только разгор€чит и усилит «ло и что моральную победу противник припишет себе.

Ќо есть другие, более серьезные поводы дл€ сомнений. ≈сли первый удар не вышиб дух из потерпевшего, он может задуматьс€ над тем, что, подставив другую щеку, он растравл€ет совесть обидчика, не говор€ о его бессмертной душе. ћоральна€ победа может оказатьс€ не такой уж моральной, потому что страдающий часто склонен к самолюбованию и, кроме того, страдание возвышает обиженного, дает ему превосходство над врагом. ј как бы ни был зол ваш недруг, он - человек, и, не уме€ возлюбить ближнего, как самого себ€, мы все же знаем, что зло начинаетс€ там, где человек начинает полагать себ€ лучше других. (Ќе потому ли вы получили первую пощечину?) “ак что, кто подставл€ет другую щеку, тот, самое большее, сводит на нет успех противника. "—мотри, - как бы говорит втора€ щека, - ты мучаешь только плоть. “ебе не добратьс€ до мен€, не сокрушить мой дух". ѕравда, это и в самом деле может раззадорить обидчика.

ƒвадцать лет назад в одной из многочисленных тюрем на севере –оссии произошла следующа€ сцена. ¬ семь часов утра дверь камеры распахнулась, и вертухай обратилс€ с порога к заключенным:

- √раждане!  оллектив ¬ќ’– вызывает вас на социалистическое соревнование по рубке дров, сваленных у нас во дворе.

¬ тех кра€х нет центрального отоплени€, и органы ”¬ƒ взимают своеобразный налог с лесозаготовителей в размере одной дес€той продукции. ¬ момент, о котором € говорю, двор тюрьмы выгл€дел точно, как дров€ной склад: груды бревен громоздились в два и три этажа над одноэтажным пр€моугольником самой тюрьмы. Ќарубить дрова было, конечно, необходимо, но таких социалистических соревнований раньше не было.

- ј если € не буду соревноватьс€? - спросил один заключенный.
- ќстанешьс€ без пайка, - ответил страж.

–аздали топоры, и дело пошло. ”зники и охрана вкалывали от души, и к полудню все, в первую очередь изголодавшиес€ зеки, выдохлись. ќбъ€вили перерыв, все сели перекусить, кроме заключенного, который спрашивал утром об об€зательности участи€. ќн продолжал рубить. ¬се дружно над ним сме€лись и острили в том духе, что вот-де, говор€т, будто евреи хитрые, а этот - смотри, смотри... ¬скоре работа возобновилась, но уже с меньшим пылом. ¬ четыре у охранников кончилась смена. „уть позже остановились и зеки. Ћишь один топор по-прежнему мелькал в воздухе. Ќесколько раз ему говорили "хватит", и заключенные, и охрана, но он не обращал внимани€. ќн словно вт€нулс€ и не хотел сбивать ритм или уже не мог.

—о стороны он выгл€дел роботом. ѕрошел час, два часа, он все рубил. ќхрана и заключенные смотрели на него пристально, и глумливое выражение на лицах сменилось изумлением, затем страхом. ¬ половине восьмого он положил топор, шата€сь, добрел до камеры и заснул. ¬ остаток срока, проведенного им в тюрьме, ни разу не организовывалось социалистическое соревнование между охраной и заключенными, сколько бы дров ни привозили в тюрьму.

Ќаверное, тот парень выдержал это - двенадцать часов рубки без перерыва - потому, что был молод. ≈му было двадцать четыре года, чуть больше, чем вам сейчас. Ќо думаю, что в основе его поведени€ лежало нечто иное. Ќе исключено, что он, как раз потому, что был молод, помнил Ќагорную проповедь лучше, чем “олстой и √анди. »бо зна€, что —ын человеческий обычно изъ€сн€лс€ трехстиши€ми, юноша мог припомнить, что соответствующее решение не кончаетс€ на

 то ударит теб€ в правую щеку, обрати к нему и другую,
а продолжаетс€ через точку с зап€той:
» кто захочет судитьс€ с тобою и вз€ть у теб€ рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду;
» кто принудил теб€ идти с ним одно поприще, иди с ним два.

¬ таком виде строчки ≈вангели€ мало имеют отношени€ к непротивлению злу насилием, отказу от мести и возда€нию добром за зло. —мысл этих строк никак не в призыве к пассивности, а в доведении зла до абсурда. ќни говор€т, что зло можно унизить путем сведени€ на нет его прит€заний вашей уступчивостью, котора€ обесценивает причин€емый ущерб. “акой образ действий ставит жертву в активнейшую позицию - позицию духовного наступлени€. ѕобеда, если она достигнута, не только моральна€, но и вполне реальна€. ƒруга€ щека взывает не к совести обидчика, с которой он легко справитс€, но ставит его перед бессмысленностью всей затеи - к чему ведет вс€кое перепроизводство.

Ќапоминаю вам, что речь не идет о честной схватке. ћы обсуждаем ситуацию, когда изначально силы противников не равны, когда нет возможности ответить ударом на удар и обсто€тельства все против теб€. ƒругими словами, мы говорим о черной минуте жизни, когда моральное превосходство над врагом не утешает, а враг слишком нагл, чтобы будить в нем стыд или крупицы чести, когда в вашем распор€жении - собственные ваши лицо, одежда да две ноги, готовые прошагать, сколько надо.

«десь уже не до тактических ухищрений. ѕодставленна€ втора€ щека - это выражение сознательной, холодной, твердой решимости, и шансы на победу, сколь бы малы они ни были, пр€мо завис€т от того, все ли вы взвесили. ѕоворачива€сь щекой к врагу, вы должны знать, что это только начало испытаний, как и цитаты, и должны собратьс€ с духом дл€ прохождени€ всего пути - всех трех стихов из Ќагорной проповеди. ¬ противном случае вырванна€ из контекста строка приведет вас лишь к увечью).

—троить этику на оборванной цитате значит либо накликать беду на свою голову, либо обратитьс€ в умственного буржуа, разм€кшего в уюте убеждений. ¬ любом из этих двух случаев (из них второй, в компании всех благородных поначалу и обанкротившихс€ потом движений по крайней мере не лишен при€тности) вы отступаете перед «лом, отказыва€сь обнажить его слабость. »бо, позвольте оп€ть напомнить, «лу присущие абсолютно человеческие черты.

Ётика, построенна€ на оборванной цитате, изменила в »ндии после √анди разве что цвет кожи правителей. ј голодному безразлично, из-за кого он голоден. ѕожалуй, он предпочтет обвинить в своем горестном положении белого, а не собрата, потому-то социальное зло тогда приходит откуда-то извне и, может быть, окажетс€ менее гнетущим.  огда враг - чужой, то остаетс€ почва дл€ надежд и иллюзий.

“ак же и в –оссии, этика, основанна€ “олстым на оборванной цитате, в большой степени подорвала решимость народа в борьбе с полицейским государством. „то воспоследовало, известно: за шесть дес€тилетий подставленна€ щека и все лицо народа обратились в один огромный син€к, и государство, уставшее от бесчинств, в конце концов, стало попросту плевать в него.  ак и в лицо всему миру. “ак что, если вы захотите применить христианское учение на практике и на €зыке современности истолковать слова ’риста, вам не обойтись тарабарским жаргоном современной политики. ¬ам надлежит усвоить первоисточник умом, если не сердцем. ¬ Ќем было значительно меньше от доброго человека, чем от ƒуха —в€того, и опиратьс€ на ≈го доброту в ущерб ≈го философии смертельно опасно.

ѕризнаюсь, мне отчасти неловко толковать об этих матери€х, потому что подставл€ть или не подставл€ть другую щеку, в конечном счете, каждый решает сам. Ѕорьба идет без свидетелей. ≈е орудием служит твое лицо, тво€ одежда, твоим ногам предстоит шагать. —оветовать, тем более указывать, как распор€дитьс€ этим досто€нием, не то чтоб недопустимо, но безнравственно. ¬се, к чему € стремлюсь, это освободить вас от словесного штампа, который подвел столь многих и принес так мало пользы. » еще € бы хотел заронить в вас мысль, что пока у вас есть лицо, рубашка, верхн€€ одежда и ноги, не безнадежен и беспросветный мрак.

», наконец, важнейша€ причина ставит того, кто говорит вслух об этом, в неловкое положение - и это не одно только по-человечески пон€тное нежелание слушател€ смотреть на себ€, юного и отважного, как на потенциальную жертву. Ќет, это просто трезвый взгл€д на людей и понимание, что и среди вас, в этой аудитории, есть потенциальные палачи, а раскрывать военную тайну перед врагом - плоха€ стратеги€. —нимает же с мен€ обвинение в невольном предательстве или, еще хуже, в механическом переносе сиюминутного статус-кво в будущее надежда, что жертва будет всегда хитрее, сообразительнее и предприимчивее своего палача. » это даст ей надежду на выигрыш.

»з книги прозаических эссе "ћеньше единицы" (Ќью-…орк, 1985 г.)
ѕеревод с английского јлександра  олотова
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



margaret60   обратитьс€ по имени —реда, 20 »юл€ 2011 г. 22:46 (ссылка)
Ќу здесь он јмерику не открыл.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 20 »юл€ 2011 г. 22:49ссылка
... и не закрыл!
ƒоброго вечера!:give_rose
ѕерейти к дневнику

—реда, 20 »юл€ 2011 г. 22:52ссылка
Ёто актуально всегда,покуда существует человечество!


≈ва_ озырева   обратитьс€ по имени —реда, 07 ћарта 2012 г. 00:02 (ссылка)
—огласна с каждым словом! —пасибо!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку